RSS

Детская токсикомания - это проблема воспитания

Детская токсикомания – это проблема воспитания

Ребенок – зеркало семьи, показатель ее благополучия, а семья, в свою очередь, - это зеркало нашего общества. Поэтому «детские» проблемы характеризуют состояние нашего социума. Настораживает не только доступность алкогольных напитков, но нездоровая психологическая атмосфера в обществе, окружающая ребенка.

Токсикомания как фаза, предшествующая наркомании, объединяет в себе курение, алкоголизм, употребление токсичных веществ. И только затем мы наблюдаем переход в наркоманию. И фаза токсикомании начинается с семи-восьмилетнего возраста: во втором классе ребенок уже знает, что такое сигареты и табачный дым. К пятому-седьмому классу мало ребят, которые не попробовали пиво, вино.
По существу, что такое курение ребенка? Это самостоятельный шаг, который ребенок совершает вопреки родителям, школе, воспитателям, хотя он знает, что это плохо. И когда он совершает этот первый шаг, то через некоторое время совершает и второй и третий – это прием алкоголя, а затем прием психоактивных веществ. Не обязательно эта последовательность событий охватывает всех детей, но определенный процент детей рано или поздно приходит к наркотикам.

За последние 15 лет количество отравлений алкоголем у детей росло до 200 года, и распределялось таким образом – 70% мальчиков и 30% девочек. Начиная с 200 года, наблюдалось медленное, но постоянное уменьшение числа отравлений среди мальчиков. У девочек остается та же тенденция – медленный продолжающийся рост употребления алкогольных напитков. Иными словами, на сегодняшний день проблема химической зависимости на 70-80% - проблема мальчиков. А это означает, что с детства разрушается популяция будущих мужчин, отцов.

Где корень зла? Я думаю, что в отсутствии института воспитания мальчиков, в отсутствии системной психологической подготовки мальчиков к их социальной роли. Следовательно, мы должны переходить к совершенно новым формам воспитания детей. Нужно создавать новые условия воспитания ребенка в семье и вне семьи. Обнадеживает то, что делается сегодня в отношении семьи, но, может быть, к этому необходимо добавить систему поощрения родителей и повысить контроль за воспитанием ребенка в семье. То же относится к детским дошкольным и школьным учреждениям. Нужно спрашивать с тех, кто воспитывает ребенка и является специалистом в этой области – что ты сделал для ребенка, чтобы он не стал зависимым от алкоголя.

Наши дети заслуживают, чтобы они жили в обществе, которое научило бы их уважать себя и других. Тогда это общество будет более прозрачно и меньше будет проблем, связанных с употреблением психоактивных веществ.

(по материалам газеты «Пока не поздно» из обращения главного детского токсиколога МЗ СР РФ, академика РАМН, профессора Я.М.Луцкова)