RSS

Природоохранная прокуратура города Москвы

Режимы охраны особо охраняемых природных территорий в г. Москве и административная ответственность за их нарушение

Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В настоящее время на территории г. Москвы насчитывается 120 особо охраняемых природных территорий. К таким территориям, имеющим особый статус, относятся природно-исторические парки, ландшафтные заказники, памятники природы и др.

Поскольку особо охраняемые территории относятся к объектам общенационального достояниям, для создан режим охраны, ограничивающий или полностью запрещающий хозяйственную деятельность.

Законом города Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» установлено, что на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе:

- искажение исторически сложившегося охраняемого ландшафта;

- возведение объектов капитального строительства, не связанных с использованием особо охраняемой природной территории, без положительного заключения государственной экспертизы;

- проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов, без заключения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы;

- применение солей в качестве противогололедных средств без разрешения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы;

- проведение рубок в выводково-гнездовой период с 1 апреля по 31 июля;

- нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу Москвы или являющихся редкими на конкретной особо охраняемой природной территории;
- разведение костров, проведение мероприятий, предусматривающих использование открытого огня, использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня вне специально обустроенных площадок, сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы;

- заготовка и сбор всех видов растений и их частей (за исключением регулируемого сенокошения, осуществляемого с целью предотвращения зарастания лугов древесной растительностью);
- использование земель для садоводства и огородничества;

- повреждение или самовольные порубки деревьев и кустарников;

- самовольные посадки деревьев и кустарников, а также другие самовольные действия граждан, направленные на обустройство отдельных участков особо охраняемой природной территории;
- умышленное причинение беспокойства, отлов и уничтожение, разорение гнезд и нор диких животных;
- пребывание посетителей с пневматическим и иным оружием, рогатками, сачками и другими орудиями отстрела или отлова животных;

- проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий вне специально выделенных для этих целей мест и без разрешения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы;

- изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории;

- размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети в границах особо охраняемой природной территории без согласования с уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы;

- выгул собак в границах заповедных участков особо охраняемой природной территории;

- въезд, передвижение либо размещение транспортного средства на особо охраняемой природной территории в нарушение порядка, установленного Правительством Москвы.

Законом г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» установлены следующие размеры штрафов:

  1. За нарушение режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также их охранных зон - от 4 000 до 5 000 руб. для граждан; от 30 000 до 40 000 руб. для должностных лиц; от 200 000 до 300 000 руб. для юридических лиц.
  2. За уничтожение животных и растений на особо охраняемых природных территориях – от 3 000 до 4 500 руб. для граждан; до 50 000 руб. для должностных лиц; до 300 000 руб. для юридических лиц.
  3. За уничтожение, повреждение или снос информационных щитов на особо охраняемых природных территориях – от 2 000 до 2 500 руб. для граждан; до 10 000 руб. для должностных лиц; до 100 000 руб. для юридических лиц.
  4. За нарушение установленных правовыми актами города Москвы экологических требований к уровню шума на особо охраняемых природных территориях – от 3 000 до 4 000 руб. для граждан; до 30 000 руб. для должностных лиц; до 300 000 руб. для юридических лиц.
  5. За выгул собак без поводка на особо охраняемых природных территориях – для граждан от 1 000 до 2 000 руб.; для должностных лиц от 2 000 до 3 000 руб.

Разъяснение подготовил:

старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора г. Москвы

Зайцева А.В.


За злоупотребление должностными полномочиями осужден бывший директор «Парка культуры и отдыха «Фили»

Дорогомиловским районным судом г. Москвы бывший директор «Парка культуры и отдыха «Фили» Павел Стрижов осужден за совершение двух преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ (использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деянием совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства).

По материалам проверки межрайонной природоохранной прокуратуры
г. Москвы в отношении Стрижова были возбуждены два уголовных дела, которые в последующем были соединены в одно производство, сообщил представитель природоохранной прокуратуры.

Проведенной проверкой было установлено, что в течение длительного периода времени между ГАУК г. Москвы «Парк культуры и отдыха «Фили», а также организациями подрядчиками заключались договоры о производстве работ на территории парка, в результате которых по истечении сроков договорных обязательств оборудование в полном объеме поставлено не было, работы не выполнены.

При этом Стрижовым, являвшимся на момент проведения работ директором парка, несмотря на неисполнение организациями договорных обязательств и истечение срока, были оплачены из бюджетных средств поставки оборудования и выполнение работ (в некоторых случаях подписаны акты приема выполненных работ) на сумму более 26 млн. рублей,

Суд, с учетом позиции государственного обвинителя, приговорил Стрижова к 2 годам лишения свободы условно, с таким же испытательным сроком, а кроме того в качестве дополнительного наказания лишил его права занимать руководящие должности в государственных бюджетных учреждениях в течение двух лет.


Использование пиротехнических изделий в местах массового скопления людей

Ежедневно в столице проходят праздничные мероприятия, посвященные Чемпионату мира по футболу 2018 года, на которых гражданами осуществляются попытки продажи и использования пиротехнических изделий.

Безусловно, присутствие на праздничных мероприятиях пиротехнических изделий, добавляет празднику незабываемые впечатления, однако стоит помнить, что пиротехнические изделия являются пожароопасными, а, зачастую, даже взрывоопасными. Продукты их сгорания могут оказывать вредные воздействия на людей и окружающую среду. В связи с этим применять их следует крайне осторожно, тем более в местах массового скопления людей.

Запрещается применять открытый огонь (факелы, свечи, канделябры, фейерверки, бенгальские огни и т.п.), использовать хлопушки, применять дуговые прожекторы, устраивать световые эффекты с применением химических и других веществ, которые могут вызвать загорание в помещениях, используемых для проведения массовых праздников.

При проведении массовых зрелищных мероприятий используются фейерверочные изделия, имеющие профессиональное техническое назначение. Их применение требует специальных знаний и приспособлений (устройств). К такой пиротехнике относятся высотные, парковые, испытательные, концертные (специальные) пиротехнические изделия; а также имитационные пиротехнические изделия, используемые при производстве кино- и видеопродукции.

Общее для всех видов пиротехники правило: их эксплуатация должна производиться в строгом соответствии с требованиями эксплуатационной документации или утвержденными в установленном порядке технологическими инструкциями (технологическими процессами), разработанными с учетом требований пожарной безопасности, определяемыми в соответствии с правилами пожарной безопасности согласно действующему законодательству. Эксплуатационная документация на профессиональные фейерверочные изделия должна содержать дополнительную специальную информацию: значение максимального давления, создаваемого в мортире при штатном и аномальном (бурак) режиме работы (иных силовых воздействий на пусковое оборудование) в условиях рекомендуемых мортир; описание производимых эффектов; указание высоты разрыва (подъема); указание возможной высоты догорания пиротехнического элемента; радиус опасной зоны в зависимости от скорости ветра; время замедления (задержки) – для изделий с огнепроводным шнуром; рекомендуемые размеры (диаметр, длина рабочей части) мортиры.

Необходимо помнить, что неосторожное обращение с пиротехникой может привести к пожару и образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 6 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности), согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Так, за нарушение вышеперечисленных условий статьей 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием) вводится административная ответственность должностных и юридических лиц за нарушение правил производства, продажи, хранения пиротехнических изделий и предусматривается наложение административного штрафа в размере от 50 до 500 тыс. рублей. При этом действия лица будут квалифицироваться по статье 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если они не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотренного статьей 218 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий).

Учитывая правила продажи пиротехнических изделий необходимо отметить, что реализация пиротехнических изделий на объектах торговли, расположенных в жилых зданиях, вокзалах, при этом если магазин имеет два и более этажа, то торговля разрешается только на последнем этаже, а также лицам, не достигшим 16-летнего возраста, запрещена.

Лицензии либо специального разрешения на торговлю пиротехникой 1-3 класса потенциальной опасности (так называемые пиротехнические изделия бытового назначения) не требуется.

Торговля пиротехникой разрешена только официально зарегистрированным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и если в отношении них сведения об этом виде экономической деятельности содержатся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

К продаваемым пиротехническим изделиям в обязательном порядке должны иметься сертификаты соответствия (товарно-сопроводительные документы), которые выдаются и заверяются изготовителем либо продавцом, у которого пиротехника приобреталась для дальнейшей реализации.

Выездную (лоточную) торговлю юридические лица или ИП согласовывают с администрацией населенного пункта (составляется договор, схема размещения, требования к оборудованию и т.п.).

Условия торговли с лотков, а также в магазинах, павильонах должны исключать попадание на изделия атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.

Торговые помещения должны быть оборудованы средствами пожарной сигнализации и первичными средствами пожаротушения

Разъяснение подготовил:

старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора г. Москвы

Пыркова Т.М.


За мойку автомобилей вблизи водных объектов предусмотрена ответственность

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом статья 65 Водного кодекса Российской Федерации указывает, что в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного мира.

Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

За нарушение указанной нормы гражданам может быть назначен административный штраф в размере до 4 тысяч 500 рублей; должностному лицу (если автомобиль служебный) - до 12 тысяч рублей; для юридических лиц штраф составляет до 400 тысяч рублей.

Таким образом, мойка автомобиля должна производиться в специализированных местах, которые предназначены для этого и соответствующим образом оснащены. Нефтепродукты и другие вредные вещества, попадая в воду и почву, загрязняют окружающую среду.

Разъяснение подготовил:

старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора г. Москвы

Пыркова Т.М.


Межрайонная природоохранная прокуратура добивается прекращения деятельности, нарушающей требования законодательства, на особо охраняемой природной территории

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения требований природоохранного законодательства в границах особо охраняемой природной территории Природно-исторический парк «Битцевский лес».

В ходе проверки установлено, что ООО фирма «Дело» принадлежит на праве собственности здание общей площадью 98,9 кв.м. по адресу:
ул. Академика Капицы, д. 1 «А», используемое обществом для ведения предпринимательской деятельности по ремонту автотранспорта и шиномонтажу. Одновременно, под указанные цели ответчиком также используется территория земельного участка ориентировочной площадью 100 кв.м., прилегающая к этому зданию.

Как сообщил представитель прокуратуры, вышеуказанное нежилое здание и прилегающая к нему часть территории земельного участка, расположенные в границах особо охраняемой природной территории Природно-исторический парк «Битцевский лес», используются обществом в нарушение требований законодательства об особо охраняемых природных территориях, так как деятельность по обслуживанию автотранспорта, шиномонтажу противоречит целям создания и режиму охраны особо охраняемых природных территорий, чем нарушает закрепленное и гарантированное право каждого на благоприятную окружающую среду.

По результатам проверки межрайонной природоохранной прокуратурой в Гагаринский районный суд г. Москвы направлено исковое заявление к ООО фирма «Дело» об обязании прекратить деятельность, нарушающую требования природоохранного законодательства.

Рассмотрение искового заявления поставлено прокуратурой на контроль.


Сотрудники межрайонной природоохранной прокуратуры провели экологический субботник, посвященный Всемирному дню окружающей среды

Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы в честь празднования Всемирного дня окружающей среды организован и проведен совместно с представителями районной управы экологический субботник на территории бывшей усадьбы XVI века Захарьино.

Всемирный день окружающей среды, отмечаемый ежегодно 5 июня, учрежден Генеральной ассамблеей Организаций Объединенных Наций в 1972 году и является одним из способов привлечь внимание к проблемам окружающей среды, которые стоят в ряду самых важных, определяющих благополучие всей планеты, как сообщил представитель прокуратуры.

Сотрудники межрайонной природоохранной прокуратуры во время субботника расчистили от мусора береговую полосу каскада Захарьинских прудов, расположенных на реке Лопенка на территории бывшей усадьбы.

Своим примером работники прокуратуры призывают жителей столицы и организации к сохранению экологии города, соблюдению чистоты и облагораживанию мест массового отдыха москвичей.


За незаконную рубку насаждений предусмотрены административная и уголовная ответственность

В соответствии с действующим законодательством рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания. При этом незаконной признается рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

В целях пресечения незаконных рубок леса в настоящее время в Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность.

При этом критерием разграничения уголовной и административной ответственности является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который для отнесения его к уголовно-наказуемому преступлению должен превышать 5 тыс. рублей. Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений с причинением значительного ущерба, в крупном или особо крупном размере квалифицируется частями 1, 2 и 3 статьи 260 Уголовного кодекса РФ.

За совершение указанного преступления законом предусмотрено назначение наказания в виде штрафа величина которого доходит до 3 млн. рублей, принудительных работ либо лишение свободы сроком до 7 лет, в том числе возможно назначение дополнительного вида наказания в виде штрафа или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В случае, если в результате совершение незаконной рубки лесных насаждений или самовольного выкапывания в лесах деревьев причиненный природным ресурсам ущерб не достигает 5 тыс. рублей, то за такие противоправные действия наступает административная ответственность по ч. 1 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае, если указанные неправомерные действия совершены с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, то предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За совершение действий по приобретению, хранению, перевозки или сбыту заведомо незаконно заготовленной древесины правонарушителю грозит административное наказание по ч. 3 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. За совершение указанных неправомерных действий предусмотрено административное наказание в виде штрафа, максимальный размер которого достигает 5 тыс. рублей для граждан, до 50 тыс. рублей - для должностных лиц, от 400 тыс. рублей до 700 тыс. рублей - для юридических лиц. Кроме того, по результатам рассмотрения административного дела может быть принято решение о конфискации продукции незаконного природопользования и орудий совершения административного правонарушения.

Разъяснение подготовил:

старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора г. Москвы

Пыркова Т.М.


Межрайонная природоохранная прокуратура в судебном порядке добивается пресечения незаконной интернет - торговли животными, занесенными Красную книгу Российской Федерации

Черемушкинский районный суд г. Москвы рассмотрел заявления межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы о признании информации о продаже животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, размещенной на интернет - ресурсах, запрещенной к распространению.

Как сообщил представитель природоохранной прокуратуры, в ходе мониторинга сети Интернет был выявлен ряд сайтов, на которых размещалась информация о продаже животных занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

В объявлениях предлагалось купить японского журавля, даурского журавля, краснозобую казарку, филина, утку-мандаринку, мраморного чирка, белоглазого нырка и др., которые включены в Красную книгу Российской Федерации.

Для осуществления покупки необходимо было связаться по телефону или по мессенджеру, указанному в объявлении. При этом, вход на интернет-ресурсы свободный. Сведения на них размещаются безвозмездно, срок пользования неограничен.

Согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространять информацию, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность.

За незаконное приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Решениями Черемушкинского районного суда г. Москвы требования прокурора удовлетворены в полном объеме


За проведение незаконной проверки наказан сотрудник Департамента природопользования и охраны окружающей среды

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

Как сообщил представитель природоохранной прокуратуры, установлено, что внеплановая выездная проверка одного из хозяйствующих субъектов проведена в нарушение законных оснований, а именно порядка выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений и проведения внеплановых проверок, предусмотренных Федеральным законом «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Межрайонный природоохранный прокурор возбудил в отношении проводившего проверку должностного лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.6.1 (несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 416 района Арбат г. Москвы виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа.