RSS

Природоохранная прокуратура города Москвы

Сотрудники межрайонной природоохранной прокуратуры
г. Москвы в качестве членов жюри приняли участие в Международном детском творческом конкурсе «Здоровье планеты? В моих руках!»

Сотрудниками межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы в качестве членов жюри по приглашению организаторов – группы компаний «Экобезопасность М» принято участие в Международном детском творческом конкурсе «Здоровье планеты? В моих руках!».

Так, в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова состоялось заседание конкурсного жюри, в состав которого вошли художники, актеры театра и кино, телеведущие, академики, представители государственных ведомств и органов в сфере экологии, представители общественных организаций.

Международный детский творческий конкурс «Здоровье планеты? В моих руках!» направлен на привлечение детей и подростков к проблемам сохранения природного наследия нашей планеты и раскрытию творческих способностей.

Как сообщил представитель природоохранной прокуратуры, в адрес конкурса было направлено более 2 тысяч детских работ со всех регионов России, а также из иностранных государств по 7 номинациям, таким как: «Скульптура», «Хенд-мэйд», «Изобразительное искусство», «Литературное произведение», «Видео», «Компьютерная графика», «Волонтерская деятельность».

Победителями и призерами стали 42 работы, а 4 автора получили Главный Приз – поездку на озеро Байкал (обучение в Байкальской международной школе) и в Республику Карелия (Водлозёрский Национальный парк).


О размещении нестационарных торговых объектов в границах территорий Выставки достижения народного хозяйства и особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Останкино»

В соответствии постановлением Правительства Москвы от 22.01.2019 г. № 21-ПП «О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 03.02.2011 г. № 26-ПП и от 26.09.2018 г. № 1176-ПП» Комитет по туризму города Москвы наделен полномочиями по осуществлению разработки, согласованию и утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов в границах территорий Выставки достижения народного хозяйства (далее - ВДНХ) и особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Останкино».

Комитетом по туризму города Москвы утверждается порядок отбора хозяйствующих субъектов для осуществления торговой деятельности в нестационарных торговых объектах на указанных территориях, а также порядок заключения договора на право осуществлять торговую деятельность.

Функции заказчика по закупке нестационарных торговых объектов вида «Киоск» и «Павильон», размещаемых на указанных территориях, возложены на акционерные общества с долей города в уставном капитале и (или) государственные унитарные предприятия (государственные предприятия и казенные предприятия), подведомственные Комитету по туризму города Москвы, которым предоставленные указанные территории.

Размещение нестационарных торговых объектов в границах территорий ВДНХ и особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Останкино», предоставленных акционерным обществам и (или) государственным унитарным предприятиям (государственным предприятиям и казенным предприятиям) города Москвы, подведомственным Комитету по туризму города Москвы, осуществляется с учетом особенностей размещения нестационарных торговых объектов в границах территорий ВДНХ и особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Останкино», предоставленных акционерным обществам с долей города Москвы в уставном капитале и (или) государственным унитарным предприятиям (государственным предприятиям и казенным предприятиям) города Москвы, подведомственным Комитету по туризму города Москвы в соответствии с приложением 8 вышеуказанного постановления.

Так, инициатор разработки схемы размещения, направляет разработанный проект схемы размещения на согласование в Комитет по туризму города Москвы.

В случае размещения нестационарных торговых объектов в границах территорий ВДНХ и особо охраняемой природной территории «Природно-исторический парк «Останкино», предоставленных акционерным обществам и (или) государственным унитарным предприятиям (государственным предприятиям и казенным предприятиям) города Москвы, подведомственным Комитету по туризму города Москвы, и расположенных в границах территорий объектов культурного наследия и зон их охраны, инициатор разработки схемы размещения направляет разработанный проект схемы размещения на согласование в Департамент культурного наследия города Москвы, а в случае размещения в границах особо охраняемых природных территорий, инициатор разработки схемы размещения направляет разработанный проект схемы размещения на согласование в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

Срок согласования проекта схемы размещения с вышеуказанными органами исполнительной власти города Москвы, составляет не более 20 рабочих дней со дня поступления проекта схемы размещения в соответствующий орган исполнительной власти города Москвы.

В случае непредставления информации о согласовании проекта схемы размещения либо представления немотивированного отказа в согласовании проекта схемы размещения в установленный срок, проект схемы размещения считается согласованным по умолчанию.

Торговая деятельность (оказание услуг) в нестационарных торговых объектах осуществляется на основании устава акционерных обществ или их дочерних обществ и государственных унитарных предприятий (государственных предприятий и казенных предприятий) города Москвы, подведомственных Комитету по туризму города Москвы, в соответствии с предусмотренными уставом видами деятельности - в нестационарных торговых объектах, находящихся в собственности акционерных обществ или закрепленных на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями (государственными предприятиями и казенными предприятиями) города Москвы, подведомственными Комитету по туризму города Москвы, либо на основании договоров на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарных торговых объектах, заключенных по результатам отбора хозяйствующих субъектов, осуществляемого путем проведения торгов.

Разъяснение подготовил:

старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора г. Москвы

Зайцева А.В.


Судом удовлетворено исковое заявление межрайонной природоохранной прокуратуры, об обязании устранить нарушение требований земельного законодательства

Решением Щербинского районного суда г. Москвы удовлетворено исковое заявление природоохранной прокуратуры г. Москвы об обязании восстановить нарушенное состояние окружающей среды, путем вывоза отходов, рекультивации нарушенных земель и прекращению деятельности, не соответствующей целевому назначению и виду разрешенного использования земельных участков, расположенных в ОНО «ОПХ «Толстопальцево».

Проведенной ранее межрайонной природоохранной прокуратурой
г. Москвы проверкой выявлены нарушения требований земельного и природоохранного законодательства, выразившиеся в незаконном складировании строительных отходов на вышеуказанной территории.

Организацией, в постоянном (бессрочном) пользовании которой находятся земельные участки, меры по ликвидации несанкционированной свалки не предпринимались, сообщили в природоохранной прокуратуре.

Согласно расчету Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы причиненный почвенному покрову ущерб превысил 2 млрд. 406 млн. рублей.

После вступления вышеуказанного решения суда в законную силу, его исполнение будет проконтролировано.


Межрайонной природоохранной прокуратурой принимаются меры к устранению нарушений требований федерального и регионального законодательства на территории парка культуры и отдыха «Сокольники»

Проведенной межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы проверкой установлено, что ООО «СКМ-Недвижимость» в отсутствие правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов занимается и используется часть земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования ГАУК г. Москвы «ПКиО «Сокольники» по адресному ориентиру: г. Москва, ул. Большая Оленья, вблизи д. 2 (в водоохраной зоне Большого Оленьего пруда).

Как сообщили в природоохранной прокуратуре, прокурором в отношении ООО «СКМ-Недвижимость», а также генерального директора общества возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка), на основании которых виновные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 120 000 тыс. рублей.

По результатам проверки прокуратурой в Преображенский районный суд г. Москвы направлен иск к ООО «СКМ-Недвижимость» об обязании освободить самовольно занимаемую территорию парка, который судом удовлетворен, на ответчика возложена обязанность по освобождению самовольно занятого земельного участка.

После вступления решения суда в законную силу прокуратура проконтролирует его исполнение.


Судом удовлетворены исковые требования межрайонной природоохранной прокуратуры о признании отсутствующим права частной собственности на участок береговой полосы водного объекта общего пользования

Решением Троицкого районного суда г. Москвы удовлетворены исковые заявления межрайонного природоохранного прокурора о признании недействительным образования и отсутствующим права частной собственности на земельные участки общей площадью более 5,48 га, расположенные в поселении Кленовское Троицкого административного округа Москвы.

Основанием для обращения в суд послужили результаты проведенной прокурорской проверки, в ходе которой установлено, что вышеуказанные земельные участки, сформированные в границах акваторий водных объектов общего пользования - прудов Лебединый рай и Коротыгинского, их береговых полос, в нарушение прямых запретов природоохранного, земельного и водного законодательства находятся в частной собственности общественной организации.

Нахождение в частной собственности водных объектов общего пользования и их береговых полос, предназначенных для передвижения и пребывания граждан около водоемов, использования для личных и бытовых нужд, осуществления спортивного и любительского рыболовства, причаливания плавучих средств, нарушает законные права, свободы и интересы неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам, в том числе землям общего пользования.

По сообщению представителя природоохранной прокуратуры г. Москвы, после вступления судебного решения в законную силу прокуратурой будет организовано его исполнение.


Определен порядок передачи на хранение вещественных доказательств в виде животных

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2019
№ 75, вступившим в силу 13.02.2019, утверждены Правила передачи на хранение, для содержания и разведения или реализации вещественных доказательств в виде животных, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания.

Вещественные доказательства в виде животных передаются уполномоченными органами на хранение или для содержания и разведения государственным (муниципальным) унитарным предприятиям и государственным (муниципальным) учреждениям, имеющим условия для содержания и надлежащего ухода за соответствующими животными.

При невозможности их передачи указанным лицам они передаются иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, отобранным в установленном порядке.

При выборе лица, которому передаются животные, приоритет должен быть предоставлен лицам, обеспечивающим при прочих равных условиях использование животных в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях до момента их естественной смерти.

При передаче животных, включенных в Красную книгу Российской Федерации, приоритет отдается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, участвующим в утвержденных программах (стратегиях) по сохранению и восстановлению соответствующих видов животных.

Передача животных осуществляется должностным лицом уполномоченного органа, в производстве которого находится уголовное дело, по договору безвозмездного пользования и оформляется актом приема-передачи, составленном в 3-х экземплярах, один из которых приобщается к материалам уголовного дела, второй передается представителю юридического лица или индивидуального предпринимателя, третий подшивается в дело (наряд).

Государственное (муниципальное) унитарное предприятие или государственное (муниципальное) учреждение, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вещественные доказательства в виде животных переданы на хранение либо для содержания и разведения, обязаны обеспечить содержание и уход за переданными животными в соответствии с их биологическими потребностями и с соблюдением установленных санитарно-ветеринарных и зоогигиенических требований, а также осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных.

Разъяснение подготовил:

старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора г. Москвы

Зайцева А.В.


Судом удовлетворены требования природоохранной прокуратуры об обеспечении свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе

В целях восстановления гарантированных водным законодательством прав граждан на свободный доступ к водным объектам общего пользования, береговым полосам и на их бесплатное использование для личных и бытовых нужд межрайонный природоохранный прокурор г. Москвы направил в Троицкий районный суд г. Москвы иск об освобождении незаконно занимаемой береговой полосы Ильинского руслового пруда – водного объекта общего пользования и его акватории, путем демонтажа установленного ограждения.

Ранее вынесенными решениями Троицкого районного суда г. Москвы удовлетворены исковые заявления природоохранного прокурора к собственникам трех земельных участков, расположенных в поселении Роговское, д. Ильино, об исключении записей из Единого государственного реестра недвижимости о них, а также признании отсутствующим права частной собственности на данные участки. Меры, направленные на демонтаж забора, ограждающего береговую полосу и перегораживающего акваторию Ильинского руслового пруда, после вступления решений суда в законную силу, в добровольном порядке не предпринимались.

Как сообщил представитель природоохранной прокуратуры, судом требования прокурора удовлетворены. Исполнение решения суда поставлено прокуратурой на контроль.


Межрайонная природоохранная прокуратура в судебном порядке добивается восстановления нарушенного состояния окружающей среды на территории Новой Москвы

Межрайонная природоохранная прокуратура в ходе проверки выявила нарушения требований земельного и природоохранного законодательства в связи с незаконным размещением строительных отходов на площади более
7 га в границах земельного участка, расположенного в районе
пос. Московский.

Собственником указанного земельного участка меры, направленные на вывоз отходов и устранение последствий организованной несанкционированной свалки, не предпринимались.

Согласно расчету Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы причиненный почвенному покрову ущерб превысил 350 млн. рублей.

Межрайонный природоохранный прокурор направил в суд исковое заявление об освобождении участка от отходов и его рекультивации.

Решением Люблинского районного суда г. Москвы исковые требования прокурора удовлетворены, на правообладателя земельного участка –акционерный коммерческий банк возложена обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды путем вывоза отходов и рекультивации нарушенных земель.

После вступления решения суда в законную силу, его исполнение будет проконтролировано.


За приобретение икры осетровых видов рыб браконьерского происхождения предусмотрена уголовная ответственность

Частью 1 статьи 258.1 Уголовного Кодекса РФ установлено, что незаконные добыча, содержание, а равно как и приобретение, хранение особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных) является уголовно-наказуемым деянием.

В случае если будет установлено, что приобретенная икра является дериватом (производным) видов рыб, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, например, таких как русский осетр, амурский осетр, севрюга, белуга, то лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.

Санкцией ч. 1 ст. 258.1 УК РФ предусмотрены следующие виды наказания: обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок до 2-х лет, либо принудительные работы на срок до 3-х лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2-х лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового, либо лишение свободы на срок до 3-х лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2-х лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.

При приобретении черной икры следует удостовериться, что она является дериватом (производным) аквакультуры, запросив у продавца документы завода-изготовителя.

Разъяснение подготовил: старший помощник межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы Зайцева А.В.


За незаконное приобретение, хранение и продажу рыб ценных пород, занесенных в Красную книгу РФ осужден продавец столичного рынка

Приговором мирового судьи судебного участка № 420 Савеловского района г. Москвы, продавец одного из столичных рынков М. Н. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 258.1 УК РФ (незаконные добыча, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных)).

По сообщению межрайонной природоохранной прокуратуры
г. Москвы, установлено, что М. Н. имея преступный умысел, направленный на приобретение и хранение частей осетровых видов рыб браконьерского происхождения, находясь на территории ООО «ТК Бутырский», с корыстной целью и во исполнение задуманного у неустановленного лица, незаконно приобрел, а затем хранил с целью дальнейшей реализации 4 части осетровых видов горячего копчения, которые согласно заключению эксперта ФГБНУ «Всероссийского научно-исследовательского Института рыбного хозяйства и океанографии» идентифицированы как русский осетр и севрюга.

Вышеуказанные виды рыб внесены в Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащим к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и охраняемым международными договорами Российской Федерации. Ареал обитания русского осетра данной популяции – Волго-Каспийский бассейн. Так как коммерческий лов осетровых в Каспии и на Дальнем Востоке полностью запрещен, следовательно, продукция была добыта нелегально и имеет все признаки браконьерского происхождения. Продукцию осетровых видов рыб М. Н. незаконно приобрел и хранил вплоть до момента изъятия сотрудниками полиции.

В суде М.Н. полностью признал свою вину, в содеянном раскаялся, в связи с чем, уголовное дело в отношении него рассматривалось в особом порядке.

С учетом позиции государственного обвинителя межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы, суд счел возможным назначить М. Н. наказание в виде 6 месяцев исправительных работ с удержанием 10 % от заработка в доход государства.


Судом удовлетворены исковые требования прокуратуры о признании отсутствующим права частной собственности на участок береговой полосы водного объекта общего пользования

Кунцевский районный суд г. Москвы рассмотрел исковое заявление межрайонного природоохранного прокурора о признании недействительным образования и отсутствующим права частной собственности на земельный участок общей площадью более 1,9 га, расположенный по адресному ориентиру: г. Москва, в районе с. Успенское.

Основанием для обращения в суд послужили результаты ранее проведенной прокурорской проверки, в ходе которой установлено, что вышеуказанный земельный участок, сформированный в береговой полосе водного объекта общего пользования - реки Москвы, в нарушение прямых запретов природоохранного, земельного и водного законодательства находится в частной собственности юридического лица.

Нахождение в частной собственности береговой полосы водного объекта общего пользования, предназначенной для передвижения и пребывания граждан около водоема, использования для личных и бытовых нужд, осуществления спортивного и любительского рыболовства, причаливания плавучих средств нарушает законные права, свободы и интересы неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам, в том числе землям общего пользования.

Как сообщил представитель межрайонной природоохранной прокуратуры столицы, решением суда требования прокурора удовлетворены в полном объеме. После вступления судебного решения в законную силу прокуратурой будет организовано его исполнение.


Продавец столичного рынка осуждена за незаконное приобретение, хранение и продажу рыб ценных пород

Приговором мирового судьи судебного участка № 351 района Аэропорт г. Москвы продавец одного из столичных рынков Б.А. осуждена за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 258.1 УК РФ (незаконные добыча, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных)).

Установлено, что Б.А., являясь продавцом территории ТЦ «Ленинградский сельскохозяйственный рынок», осуществляла реализацию рыбной продукции на двух торговых местах. С корыстной целью в период с 28 июня по 14 июля 2017 года она приобрела у неустановленного лица 8 частей осетровых видов рыб горячего копчения, 4 пластиковых банки объемом 0,5 кг. каждая, с производными осетровых видов рыб, которые согласно заключениям эксперта идентифицированы как севрюга, амурский осетр, русский осетр, икра калуги, икра белуги, икра севрюги.

Указанные виды рыб внесены в Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащим к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и охраняемым международными договорами Российской Федерации. Ареал обитания амурского осетра и калуги – река Амур (Дальний восток), а ареал обитания русского осетра данной популяции – Волго-Каспийский бассейн. Так как коммерческий лов осетровых в Каспии и на Дальнем Востоке полностью запрещен, следовательно, продукция была добыта нелегально и имеет все признаки браконьерского происхождения.

Во исполнение своего преступного умысла, направленного на незаконную продажу осетровых видов рыб браконьерского происхождения Б.А. 14 и 28 июля 2017 осуществила продажу на рынке трех частей горячего копчения осетровых видов рыб оперуполномоченному ОЭБ и ПК УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве, выступающему в роли закупщика, в рамках проведения оперативно-розыскного мероприятия «негласная проверочная закупка».

Вышеуказанную продукцию осетровых видов рыб Б.А. незаконно приобрела и хранила вплоть до момента изъятия сотрудниками полиции.

В судебном заседании Б.А. полностью признала свою вину, в содеянном раскаялась, в связи с чем уголовное дело в отношении нее рассматривалось в особом порядке.

С учетом позиции государственного обвинителя межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы, суд счел возможным назначить Б.А. наказание в виде 5 месяцев исправительных работ с удержанием 10 % от заработка в доход государства.


Режимы охраны особо охраняемых природных территорий в г. Москве и административная ответственность за их нарушение

Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В настоящее время на территории г. Москвы насчитывается 120 особо охраняемых природных территорий. К таким территориям, имеющим особый статус, относятся природно-исторические парки, ландшафтные заказники, памятники природы и др.

Поскольку особо охраняемые территории относятся к объектам общенационального достояниям, для создан режим охраны, ограничивающий или полностью запрещающий хозяйственную деятельность.

Законом города Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» установлено, что на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе:

- искажение исторически сложившегося охраняемого ландшафта;

- возведение объектов капитального строительства, не связанных с использованием особо охраняемой природной территории, без положительного заключения государственной экспертизы;

- проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов, без заключения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы;

- применение солей в качестве противогололедных средств без разрешения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы;

- проведение рубок в выводково-гнездовой период с 1 апреля по 31 июля;

- нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу Москвы или являющихся редкими на конкретной особо охраняемой природной территории;
- разведение костров, проведение мероприятий, предусматривающих использование открытого огня, использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня вне специально обустроенных площадок, сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы;

- заготовка и сбор всех видов растений и их частей (за исключением регулируемого сенокошения, осуществляемого с целью предотвращения зарастания лугов древесной растительностью);
- использование земель для садоводства и огородничества;

- повреждение или самовольные порубки деревьев и кустарников;

- самовольные посадки деревьев и кустарников, а также другие самовольные действия граждан, направленные на обустройство отдельных участков особо охраняемой природной территории;
- умышленное причинение беспокойства, отлов и уничтожение, разорение гнезд и нор диких животных;
- пребывание посетителей с пневматическим и иным оружием, рогатками, сачками и другими орудиями отстрела или отлова животных;

- проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий вне специально выделенных для этих целей мест и без разрешения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы;

- изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории;

- размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети в границах особо охраняемой природной территории без согласования с уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы;

- выгул собак в границах заповедных участков особо охраняемой природной территории;

- въезд, передвижение либо размещение транспортного средства на особо охраняемой природной территории в нарушение порядка, установленного Правительством Москвы.

Законом г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» установлены следующие размеры штрафов:

  1. За нарушение режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также их охранных зон - от 4 000 до 5 000 руб. для граждан; от 30 000 до 40 000 руб. для должностных лиц; от 200 000 до 300 000 руб. для юридических лиц.
  2. За уничтожение животных и растений на особо охраняемых природных территориях – от 3 000 до 4 500 руб. для граждан; до 50 000 руб. для должностных лиц; до 300 000 руб. для юридических лиц.
  3. За уничтожение, повреждение или снос информационных щитов на особо охраняемых природных территориях – от 2 000 до 2 500 руб. для граждан; до 10 000 руб. для должностных лиц; до 100 000 руб. для юридических лиц.
  4. За нарушение установленных правовыми актами города Москвы экологических требований к уровню шума на особо охраняемых природных территориях – от 3 000 до 4 000 руб. для граждан; до 30 000 руб. для должностных лиц; до 300 000 руб. для юридических лиц.
  5. За выгул собак без поводка на особо охраняемых природных территориях – для граждан от 1 000 до 2 000 руб.; для должностных лиц от 2 000 до 3 000 руб.

Разъяснение подготовил:

старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора г. Москвы

Зайцева А.В.


За злоупотребление должностными полномочиями осужден бывший директор «Парка культуры и отдыха «Фили»

Дорогомиловским районным судом г. Москвы бывший директор «Парка культуры и отдыха «Фили» Павел Стрижов осужден за совершение двух преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ (использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деянием совершено из корыстной или личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства).

По материалам проверки межрайонной природоохранной прокуратуры
г. Москвы в отношении Стрижова были возбуждены два уголовных дела, которые в последующем были соединены в одно производство, сообщил представитель природоохранной прокуратуры.

Проведенной проверкой было установлено, что в течение длительного периода времени между ГАУК г. Москвы «Парк культуры и отдыха «Фили», а также организациями подрядчиками заключались договоры о производстве работ на территории парка, в результате которых по истечении сроков договорных обязательств оборудование в полном объеме поставлено не было, работы не выполнены.

При этом Стрижовым, являвшимся на момент проведения работ директором парка, несмотря на неисполнение организациями договорных обязательств и истечение срока, были оплачены из бюджетных средств поставки оборудования и выполнение работ (в некоторых случаях подписаны акты приема выполненных работ) на сумму более 26 млн. рублей,

Суд, с учетом позиции государственного обвинителя, приговорил Стрижова к 2 годам лишения свободы условно, с таким же испытательным сроком, а кроме того в качестве дополнительного наказания лишил его права занимать руководящие должности в государственных бюджетных учреждениях в течение двух лет.


Использование пиротехнических изделий в местах массового скопления людей

Ежедневно в столице проходят праздничные мероприятия, посвященные Чемпионату мира по футболу 2018 года, на которых гражданами осуществляются попытки продажи и использования пиротехнических изделий.

Безусловно, присутствие на праздничных мероприятиях пиротехнических изделий, добавляет празднику незабываемые впечатления, однако стоит помнить, что пиротехнические изделия являются пожароопасными, а, зачастую, даже взрывоопасными. Продукты их сгорания могут оказывать вредные воздействия на людей и окружающую среду. В связи с этим применять их следует крайне осторожно, тем более в местах массового скопления людей.

Запрещается применять открытый огонь (факелы, свечи, канделябры, фейерверки, бенгальские огни и т.п.), использовать хлопушки, применять дуговые прожекторы, устраивать световые эффекты с применением химических и других веществ, которые могут вызвать загорание в помещениях, используемых для проведения массовых праздников.

При проведении массовых зрелищных мероприятий используются фейерверочные изделия, имеющие профессиональное техническое назначение. Их применение требует специальных знаний и приспособлений (устройств). К такой пиротехнике относятся высотные, парковые, испытательные, концертные (специальные) пиротехнические изделия; а также имитационные пиротехнические изделия, используемые при производстве кино- и видеопродукции.

Общее для всех видов пиротехники правило: их эксплуатация должна производиться в строгом соответствии с требованиями эксплуатационной документации или утвержденными в установленном порядке технологическими инструкциями (технологическими процессами), разработанными с учетом требований пожарной безопасности, определяемыми в соответствии с правилами пожарной безопасности согласно действующему законодательству. Эксплуатационная документация на профессиональные фейерверочные изделия должна содержать дополнительную специальную информацию: значение максимального давления, создаваемого в мортире при штатном и аномальном (бурак) режиме работы (иных силовых воздействий на пусковое оборудование) в условиях рекомендуемых мортир; описание производимых эффектов; указание высоты разрыва (подъема); указание возможной высоты догорания пиротехнического элемента; радиус опасной зоны в зависимости от скорости ветра; время замедления (задержки) – для изделий с огнепроводным шнуром; рекомендуемые размеры (диаметр, длина рабочей части) мортиры.

Необходимо помнить, что неосторожное обращение с пиротехникой может привести к пожару и образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 6 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований пожарной безопасности), согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Так, за нарушение вышеперечисленных условий статьей 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием) вводится административная ответственность должностных и юридических лиц за нарушение правил производства, продажи, хранения пиротехнических изделий и предусматривается наложение административного штрафа в размере от 50 до 500 тыс. рублей. При этом действия лица будут квалифицироваться по статье 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если они не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотренного статьей 218 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий).

Учитывая правила продажи пиротехнических изделий необходимо отметить, что реализация пиротехнических изделий на объектах торговли, расположенных в жилых зданиях, вокзалах, при этом если магазин имеет два и более этажа, то торговля разрешается только на последнем этаже, а также лицам, не достигшим 16-летнего возраста, запрещена.

Лицензии либо специального разрешения на торговлю пиротехникой 1-3 класса потенциальной опасности (так называемые пиротехнические изделия бытового назначения) не требуется.

Торговля пиротехникой разрешена только официально зарегистрированным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и если в отношении них сведения об этом виде экономической деятельности содержатся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

К продаваемым пиротехническим изделиям в обязательном порядке должны иметься сертификаты соответствия (товарно-сопроводительные документы), которые выдаются и заверяются изготовителем либо продавцом, у которого пиротехника приобреталась для дальнейшей реализации.

Выездную (лоточную) торговлю юридические лица или ИП согласовывают с администрацией населенного пункта (составляется договор, схема размещения, требования к оборудованию и т.п.).

Условия торговли с лотков, а также в магазинах, павильонах должны исключать попадание на изделия атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.

Торговые помещения должны быть оборудованы средствами пожарной сигнализации и первичными средствами пожаротушения

Разъяснение подготовил:

старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора г. Москвы

Пыркова Т.М.


За мойку автомобилей вблизи водных объектов предусмотрена ответственность

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. При этом статья 65 Водного кодекса Российской Федерации указывает, что в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного мира.

Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

За нарушение указанной нормы гражданам может быть назначен административный штраф в размере до 4 тысяч 500 рублей; должностному лицу (если автомобиль служебный) - до 12 тысяч рублей; для юридических лиц штраф составляет до 400 тысяч рублей.

Таким образом, мойка автомобиля должна производиться в специализированных местах, которые предназначены для этого и соответствующим образом оснащены. Нефтепродукты и другие вредные вещества, попадая в воду и почву, загрязняют окружающую среду.

Разъяснение подготовил:

старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора г. Москвы

Пыркова Т.М.


Межрайонная природоохранная прокуратура добивается прекращения деятельности, нарушающей требования законодательства, на особо охраняемой природной территории

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения требований природоохранного законодательства в границах особо охраняемой природной территории Природно-исторический парк «Битцевский лес».

В ходе проверки установлено, что ООО фирма «Дело» принадлежит на праве собственности здание общей площадью 98,9 кв.м. по адресу:
ул. Академика Капицы, д. 1 «А», используемое обществом для ведения предпринимательской деятельности по ремонту автотранспорта и шиномонтажу. Одновременно, под указанные цели ответчиком также используется территория земельного участка ориентировочной площадью 100 кв.м., прилегающая к этому зданию.

Как сообщил представитель прокуратуры, вышеуказанное нежилое здание и прилегающая к нему часть территории земельного участка, расположенные в границах особо охраняемой природной территории Природно-исторический парк «Битцевский лес», используются обществом в нарушение требований законодательства об особо охраняемых природных территориях, так как деятельность по обслуживанию автотранспорта, шиномонтажу противоречит целям создания и режиму охраны особо охраняемых природных территорий, чем нарушает закрепленное и гарантированное право каждого на благоприятную окружающую среду.

По результатам проверки межрайонной природоохранной прокуратурой в Гагаринский районный суд г. Москвы направлено исковое заявление к ООО фирма «Дело» об обязании прекратить деятельность, нарушающую требования природоохранного законодательства.

Рассмотрение искового заявления поставлено прокуратурой на контроль.


Сотрудники межрайонной природоохранной прокуратуры провели экологический субботник, посвященный Всемирному дню окружающей среды

Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы в честь празднования Всемирного дня окружающей среды организован и проведен совместно с представителями районной управы экологический субботник на территории бывшей усадьбы XVI века Захарьино.

Всемирный день окружающей среды, отмечаемый ежегодно 5 июня, учрежден Генеральной ассамблеей Организаций Объединенных Наций в 1972 году и является одним из способов привлечь внимание к проблемам окружающей среды, которые стоят в ряду самых важных, определяющих благополучие всей планеты, как сообщил представитель прокуратуры.

Сотрудники межрайонной природоохранной прокуратуры во время субботника расчистили от мусора береговую полосу каскада Захарьинских прудов, расположенных на реке Лопенка на территории бывшей усадьбы.

Своим примером работники прокуратуры призывают жителей столицы и организации к сохранению экологии города, соблюдению чистоты и облагораживанию мест массового отдыха москвичей.


За незаконную рубку насаждений предусмотрены административная и уголовная ответственность

В соответствии с действующим законодательством рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания. При этом незаконной признается рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

В целях пресечения незаконных рубок леса в настоящее время в Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность.

При этом критерием разграничения уголовной и административной ответственности является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который для отнесения его к уголовно-наказуемому преступлению должен превышать 5 тыс. рублей. Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений с причинением значительного ущерба, в крупном или особо крупном размере квалифицируется частями 1, 2 и 3 статьи 260 Уголовного кодекса РФ.

За совершение указанного преступления законом предусмотрено назначение наказания в виде штрафа величина которого доходит до 3 млн. рублей, принудительных работ либо лишение свободы сроком до 7 лет, в том числе возможно назначение дополнительного вида наказания в виде штрафа или лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В случае, если в результате совершение незаконной рубки лесных насаждений или самовольного выкапывания в лесах деревьев причиненный природным ресурсам ущерб не достигает 5 тыс. рублей, то за такие противоправные действия наступает административная ответственность по ч. 1 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае, если указанные неправомерные действия совершены с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, то предусмотрена ответственность по ч. 2 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За совершение действий по приобретению, хранению, перевозки или сбыту заведомо незаконно заготовленной древесины правонарушителю грозит административное наказание по ч. 3 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. За совершение указанных неправомерных действий предусмотрено административное наказание в виде штрафа, максимальный размер которого достигает 5 тыс. рублей для граждан, до 50 тыс. рублей - для должностных лиц, от 400 тыс. рублей до 700 тыс. рублей - для юридических лиц. Кроме того, по результатам рассмотрения административного дела может быть принято решение о конфискации продукции незаконного природопользования и орудий совершения административного правонарушения.

Разъяснение подготовил:

старший помощник межрайонного

природоохранного прокурора г. Москвы

Пыркова Т.М.


Межрайонная природоохранная прокуратура в судебном порядке добивается пресечения незаконной интернет - торговли животными, занесенными Красную книгу Российской Федерации

Черемушкинский районный суд г. Москвы рассмотрел заявления межрайонного природоохранного прокурора г. Москвы о признании информации о продаже животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, размещенной на интернет - ресурсах, запрещенной к распространению.

Как сообщил представитель природоохранной прокуратуры, в ходе мониторинга сети Интернет был выявлен ряд сайтов, на которых размещалась информация о продаже животных занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

В объявлениях предлагалось купить японского журавля, даурского журавля, краснозобую казарку, филина, утку-мандаринку, мраморного чирка, белоглазого нырка и др., которые включены в Красную книгу Российской Федерации.

Для осуществления покупки необходимо было связаться по телефону или по мессенджеру, указанному в объявлении. При этом, вход на интернет-ресурсы свободный. Сведения на них размещаются безвозмездно, срок пользования неограничен.

Согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространять информацию, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность.

За незаконное приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Решениями Черемушкинского районного суда г. Москвы требования прокурора удовлетворены в полном объеме


За проведение незаконной проверки наказан сотрудник Департамента природопользования и охраны окружающей среды

Межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения требований законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

Как сообщил представитель природоохранной прокуратуры, установлено, что внеплановая выездная проверка одного из хозяйствующих субъектов проведена в нарушение законных оснований, а именно порядка выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений и проведения внеплановых проверок, предусмотренных Федеральным законом «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Межрайонный природоохранный прокурор возбудил в отношении проводившего проверку должностного лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.6.1 (несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 416 района Арбат г. Москвы виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности в виде штрафа.