RSS

Московско-Ярославская транспортная прокуратура



Соблюдение прав и законных интересов граждан на доступ к своевременному и законному правосудию является одним из приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов и прокуратуры. С целью более эффективной защиты прав в уголовном судопроизводстве и недопущения нарушений законодательства, гражданам необходимо знать свои права и обязанности должностных лиц правоохранительных органов, принимающих и рассматривающих заявления и сообщения о преступлениях.

Заявления о преступлении в правоохранительные органы могут быть поданы в устном и письменном виде.

Письменное заявление должно быть подписано заявителем, анонимное заявление не рассматривается. За заведомо ложный донос о совершенном преступлении законом предусмотрена уголовная ответственность (ст. 306 УК РФ).

Лицу, непосредственно заявившему о преступлении в правоохранительный орган, выдается талон-уведомление о получении данного сообщения, который подписывается лицом, принявшим данное сообщение.

Отказ в приеме сообщения о любом преступлении не допускается. За совершение данного деяния, а также иных действий, направленных на укрытие преступлений, для должностных лиц правоохранительных органов законом предусмотрена строгая ответственность, вплоть до уголовной.

В соответствии счастью 1 статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой статьи 144 УПК РФ. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд.

О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 УПК РФ.

Так, в феврале 2020 года в поднадзорных Московско-Ярославской транспортной прокуратуре органах внутренних дел зарегистрировано 170 преступлений, из них преступлений небольшой тяжести - 104, средней тяжести-48, тяжкие и особо тяжкие-18.

В ЛУ МВД России на ст. Москва-Ярославская в феврале 2020 года согласно статистическим данным общая раскрываемость составила 54,5 %. раскрываемость тяжких преступлений составила- 85,7 %, особо тяжких преступлений составила- 100 % , средней тяжести-40 % , небольшой тяжести–65,2 %.

Общая раскрываемость в ЛО МВД России на ст. Москва-Савеловская составила 93,5 %. Раскрываемость тяжких преступлений составила -100 % , особо тяжких преступлений составила-100 %, средней тяжести-100 % , небольшой тяжести-90,5 %.

В ЛОП на ст. Александров общая раскрываемость составила 100 %. Раскрываемость тяжких преступлений составила-0, особо тяжких преступлений составила- 0 , средней тяжести-100 %, небольшой тяжести- 0.

Анализ статистических данных о состоянии преступности свидетельствует, о том, что наибольшее количество зарегистрированных преступлений составляют преступления против собственности, такие как кражи, грабежи, а также преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, вандализм, хищение паспорта.

Наибольшим количеством из нераскрытых преступлений являются преступления, предусмотренные ст.ст. 158, 214, 325 УК РФ. Сложность при раскрытии преступлений данной категории состоит в том, что они совершаются на всей протяженности направления Московской железной дороги, а по ст. 214 УК РФ зачастую выявляются по прибытии электропоезда в депо, когда даже установить точное место и время совершения преступления не представляется возможным, в том числе и установить возможных свидетелей и очевидцев произошедшего.

Проведенный анализ свидетельствует об имеющихся позитивных тенденциях в борьбе с преступностью. Между тем, отмечаются и негативные моменты, обусловленные, в том числе недостаточной организацией работы правоохранительных органов по взаимодействию следователей и дознавателей с оперативными подразделениями, а также отсутствием надлежащего ведомственного контроля за деятельностью подчиненных сотрудников.

Указанные проблемы и недостатки в деятельности правоохранительных органов находятся на постоянном контроле прокуратуры. Осуществление надзора за соблюдением законности, координирующей роли в вопросах противодействия преступности и раскрываемости преступлений остаются приоритетными.


Надзор за соблюдением требований учетно-регистрационной дисциплины - один из приоритетов в деятельности Московско-Ярославской транспортной прокуратуры

В соответствии со ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на органы прокуратуры возложена обязанность проверки исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. В целях реализации указанной функции Московско-Ярославской транспортной прокуратурой ежемесячно проводятся проверки соблюдения учетно-регистрационной дисциплины в поднадзорных правоохранительных органах. В процессе данной деятельности прокуратурой осуществляются сверки учетно-регистрационной документации следственных органов и органов дознания со сведениями различных организаций, учреждений и предприятий, в том числе учреждений здравоохранения, и т.д. При выявлении нарушений незамедлительно принимаются меры прокурорского реагирования.

Так, за 10 месяцев 2019 года Московско-Ярославской транспортной прокуратурой выявлено 2634 нарушений, допущенных поднадзорными правоохранительными органами при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. Прокурором и его заместителем отменено 1172 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенных следователями и дознавателями, по инициативе прокуратуры города поставлено на учет 64 преступления, ранее известных, но по разным причинам не учтенных. В процессе надзора за исполнением законодательства, регламентирующего вопросы приема, рассмотрений и разрешения сообщений о преступлениях, прокуратурой в текущем году внесено 23 представления в порядке ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и информаций, большая часть из которых в настоящее время рассмотрена и удовлетворена, к различным видам дисциплинарной ответственности привлечено 64 должностных лица органов внутренних дел.

Вопросы, касающиеся соблюдения требований учетно-регистрационной дисциплины, и в дальнейшем будут находиться на особом контроле руководства Московско-Ярославской транспортной прокуратуры.

Введена новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.19.28 КоАП РФ – арест имущества юридического лица.

В целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ, с 14 августа 2018 года применяется арест имущества юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу о таком административном правонарушении.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 298-ФЗ КоАП РФ дополнен статьей 27.20 «Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Арест имущества заключается в запрете юридическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 КоАП РФ, распоряжаться арестованным имуществом, а при необходимости в установлении ограничений, связанных с владением и пользованием таким имуществом.

При этом стоимость имущества, на которое налагается арест, не должна превышать максимальный размер административного штрафа, установленный за совершение административного правонарушения, предусмотренного соответствующей частью статьи 19.28 КоАП РФ.

Кроме того, арест денежных средств, находящихся во вкладах и на счетах в банках или иных кредитных организациях, осуществляется только в случае отсутствия у юридического лица иного имущества.

Решение о наложении ареста на имущество принимается судьей, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, на основании мотивированного ходатайства прокурора, поступившего вместе с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении. Определение о наложении ареста на имущество является исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ, должен быть уплачен не позднее семи дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

До исполнения постановления, ограничения, связанные с владением, пользованием, распоряжением арестованным имуществом сохраняются.

Также, согласно дополнениям к примечаниям ст. 19.28 КоАП РФ, юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное указанной статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.

Однако положения вышеуказанного примечания не распространяется на административные правонарушения, совершенные в отношении иностранных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций при осуществлении коммерческих сделок.